Дизайн офиса и правильная эргономика
Современный дизайн офиса предполагает создание рабочей среды, и физически, и психологически комфортной для сотрудников. Здесь на первый план выходит понятие эргономики — максимально удобного и безопасного использования элементов интерьера офиса, участвующих в рабочем процессе. Это достаточно узкая трактовка — понятие эргономики относится не только к офисной мебели и организации рабочих мест, но и к предметам и объектам труда, и даже к компьютерным программам. Но именно с рабочими местами и мебелью для офиса чаще всего — в рамках борьбы за эргономику — начинают происходить странные вещи!
Псевдо-эргономика
Маркетологи сегодня люди грамотные. Им требуется как можно эффективнее продвигать свои продукты, и модное слово «эргономика» (как вариант «эргономичность») все чаще появляется в описаниях, рекламирующих разнообразные предметы для офисных интерьеров. В результате в офисах появляются слишком умные столы, стеллажи фантастических форм, стулья, готовые трансформироваться в кровать, журнальный столик и еще четыре небольших стульчика. Пользуясь определением «эргономичный», можно продать любое дизайнерское творение, невзирая на его реальное удобство в использовании. Возможно, оно создаст особую «изюминку» в оформлении офиса, но работать-то людям не с оформлением!
Относиться к «эргономичным» торговым предложениям следует с осторожностью. Вы же не хотите, чтобы ваши сотрудники заработали себе неэргономичные болезни — остеохондроз или искривление позвоночника?
Какие идеи в реальности не имеют отношения к эргономике?
Идея 1. Столешница рабочего стола, имеющая вырез
Наберите в поисковике запрос «эргономичный стол для офиса». На первой странице поисковой выдачи окажутся сайты продавцов офисной мебели, предлагающие, правильно, столы. И 50% этих столов будут со столешницей, имеющей вырез той или иной степени плавности со стороны сидящего человека.
Возможно, первым спроектировал этот вариант дизайнер, в силу творческой натуры не работавший за столом ни дня. Потому что возникает простой вопрос: что дает такая форма столешницы в плане удобства пользования столом?
Ответ: абсолютно ничего. Но она помогает сидящему постоянно находиться в «неровной» позе и поворачиваться направо-налево. Эта незапланированная гимнастика, продолжающаяся в течение всего рабочего дня, способна не просто утомить сотрудника, но и вызвать у него боли в спине.
Лучше традиционной прямой столешницы варианта еще не придумали. Эргономичный стол — это подходящий сотруднику по высоте, чтобы локти лежали на столешнице под углом 90°, то есть прямым (регулировка по росту не помешает).
Идея 2. Офису нужны ортопедические кресла
Продающиеся под названием «ортопедических» предметы офисной мебели имеют примерно такое же отношение к ортопедии, как «вкусное предложение» к еде. Это не более чем маркетинговая уловка. Адекватное эргономичное офисное кресло:
- обладает спинкой, повторяющей естественные изгибы позвоночника сидящего человека;
- имеет регулировку наклона сиденья;
- не отличается ни каменной твердостью, ни избыточной мягкостью — наполнитель в нем плотный и не подверженный деформациям;
- обладает скругленным краем сиденья, чтобы он не давил на ноги.
Обивка эргономичного кресла изготовлена из прочной, износоустойчивой, но экологически безопасного, дышащего, легкого в уходе материала.
Идея 3. Чем больше разных регулировок у мебели, тем лучше
Часто разработка дизайн-проекта офиса выполняется в стилистике хай-тек, и дизайнерам (или руководству компании) так и хочется заполнить ультра-современное пространство соответствующей мебелью. В результате в нем появляются предметы меблировки, по сложности и количеству регулировок не уступающие какому-нибудь высокотехнологичному станку на производстве.
Адекватные производители создают модели, «самостоятельно» подстраивающиеся под вес тела хозяина, настроек в них по минимуму, регулируются они скорее интуитивно.
И помните, пожалуйста, делая выбор в пользу сложных конструкций: чем они сложнее, тем чаще ломаются.
Идея 4. Каркас офисной мебели: металл или пластик
Конструкции с металлическим каркасом следует приобретать, если вы покупаете мебель от китайского бренда-ноунэйма. Сегодня в Европе для изготовления мебельных каркасов используется прочный и качественный пластик, выдерживающий значительные нагрузки. Если дизайн-проект офиса требует пластика — выбирайте его.
Идея 5. Необходимость подставок для ног
Согласно СанПину 2003 года, подставки под ноги необходимы всем сотрудникам, работающим за компьютерами. Там же изложены и требования к размерам, наклону и высоте этих аксессуаров. Но если принести такие подставки в любой современный офис и раздать работникам, вскоре все они заявят, что сидеть им неудобно, и подставки будут скучать под столами без применения.
Положение тела сидящего человека за столом должно быть удобным и естественным. Если и стол, и офисное кресло действительно эргономичны — никакая подставка не требуется! Мы же буквально со школьного возраста привыкаем сидеть за столами с ногами, стоящими на полу.
Идея 6. Нужны ли рабочие станции
Если рабочая станция способствует смене положения тела в течение рабочего дня — она может оказаться полезна. Многие люди предпочитают периодически менять позу с сидячей на стоячую. И снова мы возвращаемся к столам с регулируемой по высоте столешницей — для смены положения тела ничего больше и не требуется.
Идея 7. Шумопоглощающие тканевые экраны и перегородки
Нередко планировка офиса — особенно это касается опен-спейсов — требует усиления шумоизоляции, чтобы сотрудники не мешали коллегам работать и сами не переутомлялись от постоянного шумового фона. Сегодня на рынке множество вариантов акустических перегородок и экранов из ткани — производители расхваливают дорогую обивку, рельефность и разнообразную цветовую гамму.
Но следует учитывать, что в реальности ткань обладает не звукопоглощающими, а звукораспределяющими свойствами. Она способствует перераспределению звуковых волн. Для хорошего акустического эффекта тканевым экранам требуется специальный наполнитель — минеральное волокно, полипропилен. А перегородки просто из ткани вообще не имеют смысла, поэтому грамотные производители изготавливают их из действительно звукопоглощающих материалов.
Выбирайте мебель для офиса правильно, исходя из соображений практичности, удобства, безопасности — и сотрудники станут более здоровыми, жизнерадостными и продуктивными!
Наша команда специалистов разработает уникальный дизайн-проект офиса с учётом всех потребностей клиента, современных тенденций и стилистики. Предложит интересное оформление, уникальную планировку и современные идеи по обустройству каждой из зон офиса. Мы продумаем не только дизайн интерьера офиса в выбранном стиле, а также предложим европейскую офисную мебель высочайшего качества, ковровые покрытия и акустические решения. Мы работаем по всему Казахстану, а наши офисы представлены в городах Алматы и Астана.
В предыдущей статье мы разобрали тему «Дизайн опен-спейса или этикет в офисе», которая также будет для вас интересна.
Назад к списку