Дизайн офиса: история создания.

Дизайн офиса: история создания.

Прообразы современных офисов появились в античности и существовали в Средние века. Работники древнеримского скриптория занимались книгоиздательской деятельностью, сотрудники средневекового, монастырского — не только переписывали рукописи, но и работали над документацией монастыря. Средневековая обитель была полноценным предприятием — монахи строили, лечили, производили продовольственные и непродовольственные товары, создавали культурные ценности. В Новое время каждый уважающий себя купец, лавочник, цеховой мастер имел мини-офис: закуток с конторкой (либо столом и стулом), где сидел писарь и можно было встретиться с клиентами.

Первые настоящие офисы.

Потребность в помещении для организации умственного труда многих сотрудников возникла одновременно с промышленной революцией, начавшейся в XVIII веке — рынки, мануфактуры, банки, а также свежевозникшие фабрики, заводы, биржи порождали кучу документации, несравнимую с парой счетных книг, необходимых средневековому мастеру или торговцу.

Но первым офисным зданием в истории мы обязаны «владычице морей» Британии, а точнее, Британской Ост-Индской компании. Колонизация Индии и Китая войсками компании означала нескончаемый поток документов из колоний — и толпу сотрудников, работавших со всеми этими письмами, отчетами и счетами. Любопытно, что Ост-Индских домов было 2: компания расширялась, из елизаветинского особняка ее администрация и клерки переехали в новое здание, построенное в 1729. В нем появились первые кабинеты руководителей, просторные конференц-залы, холл, сад и двор для приемов. В 1790-х годах компания купила и снесла прилегающие к нему строения, чтобы расширить пространство конторы.

Но дизайн офиса как места работы рядовых сотрудников оставлял желать лучшего. Чарльз Лэмб, проработавший в нем 33 года (1792-1825), вспоминал «закрытые темные офисы, по полгода освещаемые свечами вместо солнечного света» (видимо, в осенние и зимние месяцы). Вероятно, схожими были и офисы других, более мелких компаний.

В 1871 в городке Чикаго, где тогда проживало в деревянных домах 30 тысяч человек, корова опрокинула копытом керосиновую лампу. За 2 дня Великий чикагский пожар уничтожил городок полностью. Отстраивали его архитекторы из основанной тремя годами ранее архитектурной мастерской Уильяма «Ле Барона» Дженни и Генри Гобсон Ричардсон. Первый строил конторские здания в романском и неоренессансном стилях, второй возводил первые каркасные строения со «скелетом» из стальных балок — первые в истории небоскребы. Так зарождалась Чикагская архитектурная школа. В 1894 ее представители Чарльз Этвуд и Дэниэл Бернхэм построили сперва 5-этажное, а позже надстроенное еще 10 этажами здание — Релайнс-билдинг. Это был стальной и максимально остекленный каркас безо всяких аркад и ордеров на фасаде — прообраз современных архитектурных решений офисных зданий.

Вместе с изменениями архитектуры изменилась и планировка офиса: теперь конторы с высокими потолками и огромными окнами были залиты солнечным светом, этажность уничтожила тесноту: уже не требовалось втискивать множество рабочих мест в небольшое пространство.

Дизайн-проекты офисов ХХ века.

Начало нового столетия отличалось бурным ростом индустриализации — и, соответственно, увеличением количества клерков, «белых воротничков»: теперь офисных сотрудников массово готовили в бизнес-колледжах, открытых во всех крупных индустриальных городах. Множество их поступало работать в конторы при фабриках. Еще в 1895 инженер Фредерик Тэйлор начал свои исследования по научной организации и рационализации труда, но сам к тому времени успел поработать токарем, разнорабочим, начальником механической мастерской — но не клерком. Предложенный им тип офиса выглядел так: на периферии каждого этажа располагались отдельные кабинеты руководителей, а простым клеркам пришлось занять места за длинными, стоящими в ряды столами. Уровень шума и удобство таких офисных пространств можно себе представить, но лучше не стоит. А приватность в виде отдельного кабинета требовалось заслужить! Этот формат планировки просуществовал достаточно долго.

В 1958 братья Вольфганг и Эберхард Шнелле создали консалтинговую группу Quickborner. Ранее они работали у своего отца-мебельщика. Возможно, тогда у них и зародилась идея реформировать безликое и «бесчеловечное» офисное пространство. Свою концепцию они назвали Burolandschaft («Офисный пейзаж»). Обособленные кабинеты руководителей исчезли — работники всех уровней вместе трудились в открытом офисном пространстве. Расположение рабочих мест случайному зрителю показалось бы хаотичным — но на самом деле зависело от рабочих маршрутов людей и их ролей в компании. То есть каждый дизайн-проект офиса составлялся индивидуально. Стены отсутствовали — зонирование производилось с помощью ширм-перегородок, боковых картотечных шкафов, крупных декоративных растений. Присутствовала зона отдыха, где работники могли в любой момент выпить кофе.

В 1964 Роберт Пропст, дизайнер из США, представил революционный проект: коллекцию офисной мебели Action Office, включавшую стол с полками, игравшими роль перегородки, новую модель стула Aluminium Group от Чарльза и Рэя Имз и инновационный стол Roll Top Desk, позволявший работать как сидя, так и стоя. Но коллекция оказалась невостребованной: стол с перегородкой не вписывался в тогдашнее оформление офиса, а зачем работать стоя, вообще никто не понял (а сегодня это популярный тренд!).

Пропст доработал свою идею, и в 1968 представил Action Office II: коллекцию с системой мобильных перегородок, делящей пространство на «кьюбиклы»: приватные рабочие места, более-менее изолированные от шума и чужих взглядов. Новая мебель для офиса совершенно изменила его философию — но этого Пропст и хотел. Он считал старые конторы с рядами столов «пустыней, вытягивающей из людей все соки, убивающей таланты и вводящей во фрустрацию». Но его благими намерениями оказалась вымощена дорога куда обычно: поначалу все было прекрасно, но штаты компаний расширялись, а аренда дорожала. Кьюбиклов становилось все больше, они располагались все теснее, пока не превратились в настоящие соты для людей. Это пространство больше не несло сотрудникам ни приватности, ни спокойствия — оно превратилось в фактор стресса.

Проектирование офисных помещений в XXI веке: старые новые тренды.

Развитие высоких технологий и всеобщая компьютеризация изменила взгляд на дизайн и планировку офисных помещений: сегодня совершенно неважно, как располагается офисная мебель. Абсолютно любое ее расположение не влияет на рабочие процессы — поэтому грамотные руководители все чаще предпочитают размещать ее так, как удобно сотрудникам.

По сути, это возврат к идее Burolandschaft, где на первом месте эргономичность пространства и комфорт сотрудников, включающий как возможность приватности, так и любые коммуникации в процессе деятельности. Комбинирование различных типов планировки, зонирование рабочего пространства с помощью инновационных звукоизолирующих перегородок, возможность уединиться в специальных модулях-кабинках, обязательные зоны отдыха и принятия пищи, приятное глазу и исключающее стресс оформление интерьера офиса, удобные трансформируемые столы и стулья — сегодня это реальность в серьезных и уважающих себя компаниях.

Наша компания имеет большой опыт в проектировании офисных помещений, а также может предложить свои услуги не только в оснащении офиса мебелью, но и разработать дизайн-проект.

Мы работаем по всему Казахстану, а наши офисы представлены в городах Алматы и Нур-Султан.

Также для Вас может быть полезна статья на нашу прошлую тему: «Дизайн офиса. Зачем работать стоя?».

Назад к списку