Проектирование офисов. Open space vs кабинетная система.
Как создается дизайн офисных интерьеров при разных планировках — кабинетной системе и open space? Ведь пространство в этих случаях организовано абсолютно по-разному! Что следует учитывать, выбирая планировку?
Планировка офиса серьезно влияет на эффективность работы и психологический комфорт сотрудников. Чтобы пребывание на работе не вызывало дискомфорта, не способствовало прокрастинации и игнорированию должностных обязанностей, при проектировании офисных помещений и выбора планировочного решения необходимо учесть определенные факторы:
- предназначение офисного помещения, специфику организации. Нередко вид деятельности компании подсказывает нужный тип — опен-спейс абсолютно невозможен в частной клинике, а кабинетная система будет выглядеть неуместной в рекламной фирме, где весь день идет непосредственная коммуникация с заказчиками и партнерами, сотрудников друг с другом;
- предпочтения руководства — сегодня они могут быть любыми. И странно предлагать руководителю, склонному к официозу и порядку, свободную планировку и творческий хаос. И наоборот — молодые руководители креативного агентства или развивающейся IT-компании вряд ли положительно отнесутся к идее со строгим порядком и классической мебелью;
- количество работников, их пол и возраст, рабочий график. Работники юридической фирмы, серьезного издательства, бюро переводов вряд ли с энтузиазмом отнесутся к попытке разместить их в опен-спейсе — в первом случае требуется конфиденциальность при встречах с клиентами, в двух остальных — возможность сосредоточиться во время работы над корректурой, редактурой, переводом. А вот редакция современного издания — это в 99% открытое пространство, буквально заполненное общением всех со всеми;
- наличие свободных метров для создания необходимых зон — обеденной и отдыха.
Независимо от выбранного типа планировки, дизайн современного офиса предполагает наличие определенных ключевых составляющих:
- рабочих зон со столами и компьютерной техникой;
- приемной секретаря или стойки ресепшна (или совместно — ресепшн предназначен для гостей организации, а секретарь «охраняет подступы» к шефу);
- рабочего места руководителя;
- зоны ожидания или зоны неформального общения;
- конференц-залов или переговорных комнат;
- обеденной зоны или кафетерия;
- санузлов;
- подсобных и технических помещений.
Кабинетная система. «Тук-тук, можно войти?»
При кабинетной планировке сотрудники и руководство размещаются в отдельных замкнутых секторах — кабинетах. Стандартная их площадь — от 10 до 30 м2. В этом ограниченном пространстве должны разместиться сами работники, мебель — рабочее место каждого и системы хранения. Частая проблема при такой планировке — недостаточная вентиляция, и при проектировании офисных помещений нужно предусмотреть этот момент.
Возникает необходимость в оформлении коридоров — не рекомендуется игнорировать их дизайн и оформлять «по остаточному принципу». Во-первых, работники в течение дня передвигаются по ним, во-вторых, они доступны для гостей организации — деловых партнеров, клиентов, то есть способны создать у них определенное впечатление о фирме. Имидж организации вряд ли украсят мрачные, словно в средневековом замке, коридоры с тусклым, неприветливым освещением и унылым декором. Следует продуманно выбрать отделку стен, напольные покрытия, освещение.
При создании лаунж-зоны нужно учитывать, что система не предусматривает постоянного общения людей из разных отделов и подразделений друг с другом — но зато они вынужденно проводят время в замкнутых помещениях с одними и теми же лицами, в одной обстановке. И им закономерно надоедают и обстановка, и «сокабинетники». Имеет смысл планировать лаунж в таком офисе как просторное и открытое пространство, чтобы люди могли в перерыве «вырываться из клеток». Можно обустроить ее в виде мини-спортзала для разминки и спортивных занятий — или зонировать на несколько уголков отдыха, где каждый может пообщаться с приятными ему, а не сидящими с ним в одном кабинете людьми.
Также рекомендуется просторная, отлично вентилируемая, светлая столовая. Если есть возможность оборудовать лишь кухню, желательно сделать и ее максимально светлой за счет отделки стен, пола, потолка, фасадов мебели.
Опен-спейс. «А можно потише?»
Дизайн офиса типа open space предусматривает активные коммуникации как между самими сотрудниками, так и между гостями организации и представителями компании. Такой вид планировочного решения основывается на следующих ключевых моментах:
- Сотрудники работают в одном или нескольких открытых пространствах;
- Глухими внутренними перегородками отделяются только технические помещения и санузлы. Кабинет руководителя, переговорные и конференц-залы, кафетерии опционально отгораживается либо стеклянными, либо мобильными перегородками;
- офисная мебель эргономична, мобильна (для легкости изменений, перестановок в случае необходимости), не перекрывает обзор — самые высокие предметы мебели должны быть не выше уровня глаз стоящего человека или располагаться по периметру помещения. Это предотвращает визуальный перегруз;
- расстановка столов — это длинные ряды, «островки» или распределение по группам — для работающих над одним проектом или идеей людей. В помещении могут присутствовать не только стандартные прямоугольные, но и круглые столы — для совместной работы команды, мозговых штурмов, различных обсуждений;
- достаточная и равномерная освещенность всех рабочих мест в идеале достигается с помощью панорамных окон. Если таких оконных проемов не предусмотрено, нужно создавать схему искусственного освещения, гарантирующую нормальное освещение всех участков опен-спейса;
- создаются фальш-полы со слаботочной, компьютерной и электропроводкой. Такая конструкция полов поможет произвольно менять расположение, количество, конфигурацию рабочих мест.
В офисах open space, в отличие от кабинетных, работники, напротив, страдают от переизбытка общения и недостаточной шумоизоляции. Разумно предусмотреть дизайн лаунж-зоны или нескольких мини-зон, позволяющих побыть в уединении. Роль такой мини-зоны может сыграть кофе-пойнт с уютной камерной обстановкой (но он создается не в качестве общей столовой, а в дополнение к ней). Или вместо большого зала для принятия пищи проектируются несколько кухонь.
Проработка этих двух видов планировочных решений — не такая простая задача, как это может показаться на первый взгляд. Каждая из планировок, про которые мы рассказали, имеет место быть и требует определенных знаний и навыков при их разработке. Только профессиональные дизайнеры, работающие в сфере офисных решений, смогут грамотно и со вкусом спроектировать ваше пространство.
Стоимость разработки дизайна интерьера офиса рассчитывается, исходя из количества и сложности необходимых работ — есть значительная разница между простой переделкой интерьеров и капитальной перепланировкой вместе с прокладкой инженерных систем.
Наша команда профессионалов будет рада помочь в разработке вашего индивидуального дизайна офиса, которое станет визитной карточкой вашего бизнеса. У нас вы можете заказать дизайн офиса под ключ. Мы работаем по всему Казахстану, а наши офисы представлены в городах Алматы и Нур-Султан.
Также для Вас может быть полезна статья на нашу прошлую тему: «Проектирование офисов. Зоны отдыха».
Назад к списку